Маммография больше не нужна?
Исследователи из Норвегии и Дании, работающие под руководством адъюнкт-профессора Хенрика Стовринга (Henrik Stovring) из университета Ааруса, установили, что в последние годы смертность от рака молочной железы действительно снижается, но не благодаря проводимому маммографическому скринингу.
В рамках исследования авторы проанализировали данные обо всех норвежских женщинах в возрасте 30-89 лет и выявили тех, у кого в период с 1987 г. по 2010 г. развился рак молочной железы. После этого они сравнили уровни смертности до и после введения программы скрининга, заключающегося в проведении рентгеновской маммографии каждые два года.
Полученные результаты свидетельствуют не в пользу регулярного проведения маммографии. Оказалось, что положительные эффекты скрининга остались в прошлом. Первые проведенные в 1980-х годах рандомизированные исследования, целью которых было изучение эффективности скрининга на рак молочной железы, продемонстрировали положительные результаты. Однако по мере усовершенствования методов лечения скрининг постепенно утрачивал свою эффективность.
Доктор Стовринг поясняет один из парадоксов скрининга – согласно популярному, но ошибочному убеждению, если проходившие скрининг пациентки «живут дольше» по сравнению с не проходившими скрининг, значит, скрининг работает. Проблема в том, что при проведении скрининга врачи выявляют опухоли раньше, чем это произошло бы без скрининга. Однако даже если прошедший скрининг пациент живет дольше «как пациент», это совершенно не обязательно продлевает его жизнь в целом. Очень важно принимать этот факт во внимание и результаты проведенного исследования демонстрируют, что скрининг не продлевает общую продолжительность жизни женщин, что является самым важным из сделанных авторами выводов.
Другими словами, проходившие скрининг женщины живут дольше, потому что все пациентки с раком молочной железы живут дольше благодаря появлению новых препаратов, в частности более эффективной химиотерапии. Помимо этого в последние годы была усовершенствована схема работы с онкологическими пациентами, что означает более быструю реакцию со стороны системы здравоохранения, чем это было десять лет назад. Однако совершенно нет оснований утверждать, что меньше женщин умирает от рака молочной железы благодаря проведению маммографического скрининга.
Также Стовринг отмечает, что далеко не всегда выявление мелких злокачественных новообразований, размером до 1 миллиметра в диаметре, при проведении маммографии хорошо для женщины. Такие узелки часто настолько медленно прогрессируют, что без скрининга женщины вполне могли бы умирать так называемой естественной смертью, имея недиагностированный рак, не оказывающий никакого влияния на их здоровье.
Вместо этого в настоящее время таким женщинам ставят диагноз, очень усложняющий жизнь и требующий больших финансовых затрат, что, в конечном итоге, часто ничего не решает. Проблема заключается в том, что на современном этапе врачи не могут отличать небольшие раковые опухоли, угрожающие жизни пациента, от не представляющих опасности.
Все это относится к вопросу гипердиагностики, которая является стремительно усугубляющейся проблемой для всех западных стран, где практикуется чрезмерно активный подход к диагностике и широко проводятся скрининговые программы национального масштаба.
Однако, несмотря на то, что полученные результаты ставят под вопрос политику здравоохранения во всем западном мире, авторы отмечают, что в их задачи не входит вмешательство в работу политиков. В то же время они считают, что этому вопросу необходимо уделить должное внимание и изучить возможность применения других методов, более эффективных, чем маммографический скрининг.
Статья Mette H. Moller et al. Effect of organised mammography screening on breast cancer mortality: A population-based cohort study in Norway опубликована в International Journal of Cancer.
Евгения Рябцева, портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Aarhus University: Breast cancer screening does not reduce mortality.