Похудеть и умереть?
Смертельное лекарство для похудения возвращается
Кирилл Стасевич, Компьюлента
В последнее время по всему миру участились смертельные случаи, вызванные 2,4-динитрофенолом (ДНФ) – одним из самых популярных жиросжигающих средств. В Великобритании, например, за полтора года зафиксированы четыре смерти, и ситуацию сочли настолько серьёзной, что премьер Дэвид Кэмерон и Палата общин решили предпринять организованные меры, чтобы ограничить оборот этого вещества. Парадокс, однако, в том, что история с динитрофенолом уже не раз повторялась: и сам динитрофенол, и его вредные эффекты известны нам едва ли не столетие.
Впервые ДНФ в промышленных масштабах стали использовать в Первую мировую войну на французских военных заводах, где его смешивали с пикриновой кислотой для получения взрывчатки. И уже тогда можно было сделать вывод о влиянии динитрофенола на физиологию: рабочие, имевшие с ним дело, теряли вес, обильно потели, у них была повышена средняя температура тела, они быстрее уставали. Пока не были введены меры безопасности, многие успели умереть.
В 1933 году исследователи из Стэнфорда (США) предприняли специальное ДНФ-исследование. Тогда удалось выяснить, что динитрофенол на 50% усиливает обмен веществ и способствует стремительному истощению запасов жира и углеводов, так что человек худел на 1,5 кг еженедельно без всяких ограничений в питании. Потенциал ДНФ как средства для похудения был виден невооружённым глазом, однако уже тогда авторы работы задумались о возможных негативных последствиях от долгого его употребления или от единовременной передозировки.
На предупреждения, как водится, никто не обратил внимания; в течение года два десятка торговых фирм включили ДНФ в свой ассортимент, и более 100 тысяч человек поспешили испробовать новое чудо на себе. Продавался ДНФ без рецептов и без какого бы то ни было контроля, так что спонтанный эксперимент вполне удался; хотя поначалу все были довольны, со временем стали появляться жалобы: у тех, кто долго употреблял ДНФ, развивались болезни кожи и катаракта, принявшая характер эпидемии. Были и смертельные случаи: так, один мужчина после передозировки препарата умер с температурой тела 43,3оC. В конце концов в 1938 году ДНФ признали опасным для здоровья, и его распространение в качестве фармакологического средства прекратилось.
Тем не менее исследования ДНФ продолжались. В 1948 году гарвардские биохимики опубликовали статью, в которой рассказывали, как динитрофенол влияет на энергетический метаболизм клетки. Обычно клетка расщепляет питательные запасы, чтобы направить полученную энергию на выполнение каких-то важных процессов (скажем, на синтез белка). В присутствие ДНФ расщепление питательных веществ продолжалось, однако энергия вылетала в трубу, то бишь в тепло. (Очевидно, похожим образом действует популярный сейчас бурый жир, превращающий в тепло запасы жира из белых жировых клеток.)
Время шло, и о ДНФ, а равно и о его побочных эффектах начали забывать. В 60-е годы прошлого века о нём вспомнил врач Николай Бачинский. Этот выходец из России переводил советские медицинские журналы на английский и в какой-то момент обратил внимание на использование ДНФ в советских войсках: его выдавали в качестве согревающего, хотя при этом солдаты теряли вес. В начале 1980-х Бачинский убедил несколько клиник на юге США принять на вооружение это вещество, и результаты вновь всех поразили: участники клинических испытаний теряли до 7 кг в неделю. В исследовании участвовали 14 тысяч человек, и Бачинский сделал на этом неплохие деньги.
И вновь всё закончилось жалобами на побочные эффекты, которые отправились в Управление по контролю качества продуктов и лекарств (FDA). В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Бачинский использовал средство, не рекомендованное FDA, и в 1986 году ему было запрещено иметь дело с динитрофенолом. Однако Бачинский продолжал пользовать пациентов ДНФ, а потому попал в тюрьму.
К сожалению, в тюрьме он встретился с Даном Дюшеном, известным бодибилдером и проповедником стероидов (его даже называли «стероидным гуру»). Сам Дюшен сидел за нелегальное распространение стероидов, так что в Бачинском он нашёл родственную душу. Под впечатлением рассказом о ДНФ бодибилдер стал пропагандировать и его тоже, и нынешний расцвет ДНФ не в последнюю очередь связывают именно с Дюшеном (который, впрочем, умер в 2000 году в возрасте 48 лет).
Сейчас, как и в 1930-е, ДНФ распространяется без рецептов и без какого-либо контроля. Разница, однако, в том, что благодаря Интернету про это волшебное средство знает едва ли не каждый, кого хоть раз посещала мысль о похудении. Опять же благодаря Интернету приобрести ДНФ стало намного, намного проще. Участившиеся летальные случаи, вероятно, скоро заставят людей «с удивлением обнаружить», что у ДНФ есть побочные эффекты...
Мораль такова: очевидно, влияние новых технологий и новых медиа на общественное сознание сильно преувеличено – по крайней мере в некоторых случаях: мы по-прежнему вычитываем в глобальной электронной газете только то, что хотим слышать.
Подготовлено по материалам The Guardian – DNP: the return of a deadly weight-loss drug.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
07.02.2014