Психотерапия с псилоцибином помогла при депрессии у онкологических пациентов
Американские исследователи сообщили об успехе второй фазы клинических испытаний сочетанной индивидуальной и групповой псилоцибиновой психотерапии для лечения большой депрессии у онкологических пациентов. Отчет о работе опубликован в журнале Cancer, исследованию субъективного восприятия подобного лечения посвящена отдельная публикация в том же издании.
Депрессия часто сопровождает онкологические заболевания, клинически значимые ее проявления наблюдаются у одного из трех-четырех пациентов. При этом традиционный подход к лечению, включающий психотерапию и назначение антидепрессантов, зачастую недостаточно эффективен. В силу этого большой интерес представляет психоделическая психотерапия, в том числе с использованием псилоцибина, которая в клинических испытаниях неоднократно демонстрировала высокую эффективность при лечении большого депрессивного, посттравматического стрессового и других психических расстройств.
В открытых (не слепых) клинических испытаниях второй фазы, проведенных исполнительным директором компании Sunstone Therapies Манишем Агравалом (Manish Agrawal) с коллегами из нескольких научных центров США, приняли участие 30 онкологических пациентов (средний возраст 56 лет). У двух третей из них с момента постановки диагноза прошло от года до четырех лет; у 53,3 процента заболевание было метастатическим и неоперабельным. Среди онкозаболеваний преобладал рак груди (33,3 процента), а также лейкозы и лимфомы (26,7 процента). Все участники страдали большим депрессивным расстройством без психотических проявлений в умеренной или тяжелой форме (18 и более баллов по шкале HAM-D). На момент включения в работу они не принимали антидепрессанты, антипсихотики или медицинский каннабис.
После опроса, осмотра и скрининговых исследований каждому участнику назначили индивидуального психотерапевта и провели два установочных сеанса, включавших информацию о терапии псилоцибином. После этого еженедельно в течение восьми недель они участвовали в терапевтических сеансах с приемом 25 миллиграмм синтетического псилоцибина. В ходе этих сеансов препарат назначали одновременно трем-четырем пациентам, которые находились в соседних комнатах общественного онкоцентра наедине со своим психотерапевтом в течение 4,25 часа, после чего объединялись на 3,75 часа для групповой поддержки и интеграции полученного опыта.
Динамику тяжести депрессии в ходе терапии оценивали по шкале MADRS. На восьмой неделе она снизилась в среднем на 19,1 балла (p < 0,0001) по сравнению с исходным уровнем. Устойчивый ответ на лечение наблюдался у 80 процентов участников; ровно половина уже на первой неделе достигла полной ремиссии депрессивных симптомов, которая сохранялась на протяжении всего исследования. Тяжелых побочных эффектов зарегистрировано не было. Некоторые пациенты жаловались на умеренную и преходящую тошноту и головную боль. Лабораторные исследования и ЭКГ были без отклонений. Суицидальных наклонностей участники не проявляли.
Чтобы выяснить приемлемость сочетанной индивидуальной и групповой психотерапии с использованием псилоцибина для пациентов, авторы в рамках отдельного исследования проводили с ними частично структурированные интервью; в них приняли участие 28 человек. В целом пациенты оценили подобный подход позитивно в отношении как эффективности, так и безопасности. Групповые сессии с одной стороны повышали у них чувство защищенности и подготовленности, с другой — порождали ощущения связанности и общности, которые помогали обогатить и углубить личный опыт каждого.
Таким образом, псилоцибиновая психотерапия в новом комбинированном формате оказалась безопасной, переносимой и приемлемой для пациентов с онкозаболеваниями и депрессией, а также продемонстрировала клинически значимую эффективность в уменьшении депрессивных симптомов, заключают авторы работы.
Интерес к терапевтическому потенциалу психоделиков значительно возрос за последнее десятилетие. В ходе исследований случается, что эти препараты демонстрируют неожиданные эффекты — так, например, американские ученые описали случай коллеги-дальтоника, которому прием псилоцибиновых грибов восстановил цветовое зрение.