04 Марта 2010

Рапамицин продлевает жизнь и помогает от болезни Альцгеймера, но...

Вещество долголетия избавило мышей от болезни Альцгеймера
Алексей Тимошенко, GZT.RU

Рапамицин, ранее описанный учеными как способ продления жизни подопытным животным, оказался еще и средством против болезни Альцгеймера. Об этом свидетельствуют эксперименты на мышах.

Рапамицин привлек внимание биологов практически сразу после его открытия, в 1975 году. Тогда ученые выделили новое, не известное им до этого вещество из образцов почвы с острова Пасхи. Первоначально его планировалось использовать в качестве противогрибкового препарата. Однако эта идея была быстро признана неудачной, поскольку рапамицин подавлял иммунитет (был иммунодепрессантом) и препятствовал росту клеток (фармакологи этот эффект называют антипролиферативым действием).

Название «рапамицин», зарегистрированное компанией Wyeth, было взято из языка местных жителей (остров Пасхи аборигены обозначают «Рапа-Нуи»). Наряду с ним есть и международное некоммерческое обозначение – «сиролимус».

Казалось бы, если вещество обладает иммунодепрессантным и антипролиферативным эффектом, то кому оно нужно? Однако ответ на этот вопрос не заставил себя ждать: активность иммунной системы надо подавить после пересадок донорского органа, ну а подавление роста тканей позволяет бороться с раковыми опухолями. Рапамицин стала производить в промышленных масштабах сначала Wyeth, а после истечения патента и другие фармацевтические компании.

Продление жизни

В 2009 году появились данные о том, что рапамицин продлевает жизнь мышам, причем довольно существенно. В пересчете на человеческие мерки они жили до сотни лет, а процессы развития раковых опухолей в организме животных существенно замедлились. Казалось бы, вот оно, чудесное средство для долгой жизни!

Стоимость рапамицина оценивается в $37 за день терапии при использовании оригинального препарата и $20 в случае замены на дженерики – лекарства, выпущенные другими компаниями. Теоретически при массовом производстве цена может и упасть, однако пока что потребности в выпуске рапамицина для всех жителей планеты попросту нет. Однако ученые и врачи не спешили радоваться именно из-за иммуннодепрессантных свойств рапамицина. Да, мыши жили при его приеме дольше, но одно дело – стерильный виварий и совсем другое – реальный мир. Постоянный риск развития инфекционных болезней может свести на нет увеличение продолжительности жизни, поэтому ни о каком профилактическом приеме этого препарата не стоит и думать. Другое дело – лабораторные исследования, в которых биологи пытаются определить механизм действия вещества с острова Пасхи.

Этот механизм, по предварительным данным, сводится к воздействию рапамицина на белок с кодовым обозначением TOR, который, в свою очередь, регулирует скорость синтеза белков и клеточного деления. Очевидно, что эти процессы влияют как на рост раковых опухолей, так и на продолжительность жизни. Вопрос в том, на что еще может влиять рапамицин?

Альцгеймер

Как и многие другие вещества с широким спектром действия, рапамицин проверяли в серии опытов, призванных найти лекарство от самых разных болезней. В 2008 году во время опытов на мышах исследователи из США показали потенциальную эффективность рапамицина при так называемом туберозном склерозе и предположили, что это же вещество может пригодиться и в лечении аутизма. (Туберозный склероз – редкая болезнь, при которой поражается сразу несколько систем организма, страдают мозг, почки, легкие и сердечно-сосудистая система. Во всех этих органах начинают расти множественные опухоли, впрочем незлокачественные. При адекватном лечении пациент может прожить столько же, сколько и здоровый человек.)

А раз рапамицин способен помогать при болезнях нервной системы и замедлять старение, то почему бы не проверить его эффект в отношении животных, у которых развивается болезнь Альцгеймера? Болезнь Альцгеймера из-за своей распространенности среди пожилых людей и тяжести симптомов на поздних стадиях заставляет развитые страны тратить миллиарды долларов в год на поиск потенциальных лекарств. Поэтому в распоряжении ученых есть даже мыши, у которых эта болезнь развивается практически со 100-процентной вероятностью уже в молодом возрасте.

Именно такие мыши стали объектом исследования группы ученых из Университета Техаса. В возрасте полугода (примерно это соответствует 20 годам, если по людским меркам) у грызунов уже отмечались в специальных тестах проблемы с памятью. Начиная с шестимесячного возраста экспериментальной группе стали добавлять рапамицин в корм. Через 10 недель подопытную группу вместе с контрольной прогоняли через ряд испытаний и отправляли в гистологическую лабораторию – на исследование структуры мозга. (Гистологические, от греч. ίστίομ – «ткань», исследования, увы, проводятся посмертно. Мозг для них требуется порезать тонкими слоями, которые после специальной окраски изучаются под микроскопом).

На препаратах, полученных из мозга мышей, прошедших рапамициновый курс, ученые нашли меньшее число белковых бляшек, образующихся при болезни Альцгеймера и выводящих нейроны из строя. Кроме того, такие животные показали лучшие результаты в экспериментах по сравнению с теми, кто не получали рапамицин и при этом был изначально точно так же предрасположен к развитию болезни Альцгеймера.

Что дальше?

В связи с уже отмеченными выше побочными эффектами рапамицина говорить о применении его для профилактики или лечения болезни Альцгеймера пока не приходится. Однако найденное учеными новое свойство рапамицина означает открытие и нового направления исследований, которое, возможно, приведет к созданию препаратов, способных без значительных побочных эффектов помочь справиться с болезнью.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
04.03.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме