Биомаркеры тревожности – для объективного диагноза
С чувством тревоги – повышенным беспокойством в ожидании опасных или просто неприятных событий – знаком каждый. Однако иногда такое состояние может переходить в настоящее психическое расстройство, которое резко снижает качество жизни. С диагностикой, как и с лечением тревожных расстройств, есть немало проблем, в решении которых сможет помочь разработка нового, объективного молекулярного теста.
Диагноз «тревожное расстройство» в наши дни ставится все чаще. Диагностируют такие патологии обычно на основании субъективных ощущений пациента, а также оценки его действий и поведения врачом – тоже субъективной. И это часто приводит к ошибкам. К примеру, человек может легко спутать паническую атаку с сердечным приступом, а в ответ на жалобы услышать, что они несущественны и ему не требуется врачебная помощь.
Даже когда диагноз поставлен, проблему не всегда удается решить. Современные медикаментозные методы лечения тревоги не у всех работают хорошо, к тому же такие препараты могут вызывать привыкание и другие побочные эффекты. Когнитивно-поведенческая терапия или рекомендации по изменению образа жизни также помогают не всем, а последние иногда просто невыполнимы.
Объективным показателем для диагностики, прогноза и выбора тактики лечения могли бы стать специфические молекулярные биомаркеры в крови. Чтобы обнаружить их, группа американских ученых исследовали активность множества генов в клетках крови у 58 человек с серьезными психическими расстройствами (биполярное расстройство, большое депрессивное расстройство, шизофрения и т.п.). Все такие больные относятся к группе высокого риска развития повышенной тревожности: примерно каждый пятый среди них имеет, помимо основного, сопутствующий диагноз «тревожное расстройство».
Ученые сравнили молекулярную «картину» активности генов каждого участника исследования в состояниях низкой и высокой тревожности. В результате им удалось отобрать кандидатные гены, работа которых менялась синхронно с изменением тревожности.
Значимость этих потенциальных биомаркеров была оценена у других пациентов, с уже диагностированным тревожным расстройством. На следующем этапе биомаркеры были протестированы в еще одной когорте психиатрических больных на способность прогнозировать уровень тревожности и ухудшение состояния. В окончательный список вошли шесть генов, прямо или косвенно связанные с работой нервной системы.
Чтобы выяснить, в патогенезе каких психических расстройств гены-биомаркеры могут участвовать, исследователи проанализировали молекулярные пути и сети, в которые они могут быть вовлечены. Так были получены данные, к примеру, о связи тревожности и нарушений внимания и памяти.
С практической стороны важно, что благодаря биоинформационному анализу исследователям удалось определить, для каких из существующих лекарств потенциальные биомаркеры могут быть мишенями. В этот список попали противосудорожный вальпроат, омега-3 жирные кислоты, препараты лития и магния, средство от диареи лоперамид и эстрогенный стероидный гормон эстрадиол. Все они относительно безопасны и десятилетиями используются в клинической практике, только по другим показаниям.
Теперь идентифицированные биомаркеры тревожного расстройства предстоит протестировать в клинических исследованиях. В случае успеха врачи получат диагностическую панель, которая облегчит постановку диагноза на начальном этапе болезни, поможет определить тяжесть состояния и дать прогноз на будущее, а также проконтролировать эффективность терапии.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru