Генетически модифицированные мыши нетрадиционной ориентации
Созданы трансгенные «мыши-лесбиянки»
Алексей Тимошенко, GZT.RU
Биологи получили новую линию трансгенных мышей. Примечательны эти животные не только отсутствием одного белка, но и гомосексуальной ориентацией самок.
Говорить о том, что появление мышей, которые вместо самцов предпочитают других самок, объясняет явление гомосексуализма у женщин, конечно нельзя. Но, как пишут на страницах журнала BMC Genetics исследователи из Кореи, трансгенные животные как минимум окажутся полезным объектом для дальнейшего изучения биологических основ сексуальной ориентации.
Про то, как проявляется гомосексуальность у людей, большинство читателей в общих чертах наверняка представляет. А вот как может вести себя мышь, предпочитающая самок, то есть «мышь-лесбиянка» (во избежание некорректных сопоставлений возьмем словосочетание в кавычки – у людей сексуальная ориентация имеет явно более сложную природу)? Самцы, которые производят анальное сношение с другими самцами, у мышей не редкость, но как быть с самками, по определению не способными к проникновению во влагалище других самок?
Исследователи отметили у подопытных грызунов два признака нетрадиционной ориентации. Первым и наиболее очевидным было то, что мутантные самки периодически пытались напрыгнуть на соседок по клетке точно так же, как это делают самцы для совершения полового акта. Второй же признак был не столь очевиден – «лесбиянки» дольше обнюхивали следы мочи самок, а не самцов – в то время как обычные мыши демонстрируют прямо противоположное поведение.
Метки, оставленные мочой, играют для грызунов роль своеобразных брачных объявлений. Готовая к спариванию самка (чей гормональный цикл допускает оплодотворение) оставляет следы, которые служат самцам прямым аналогом текста «ищу партнера для совместной жизни». Равным образом и пометки самцов тоже можно сопоставить с «привлекательный мужчина в расцвете сил ищет нежную и отзывчивую спутницу жизни».
Любопытно отметить, что на способность зачать, выносить и вырастить потомство мутация не повлияла. Единственное, что далеко не каждый самец мог подобраться к трансгенной самке – большую часть ухажеров подопытные животные предпочитали отваживать сразу.
Что поменяли?
Что заставило мышей так поменять свое поведение? Специалисты по генной инженерии лишили их одного-единственного гена, кодирующего фермент фукоза-муторатаза, или сокращенно FucM. Что скрывается за этим названием?
Как и подавляющее большинство всех ферментов (соединений, обеспечивающих ту или иную биохимическую реакцию), название FucM для специалистов говорит само за себя. Фукоза – это разновидность моносахаров (наиболее известные их примеры – глюкоза, фруктоза и лактоза, «молочный сахар»), а мутаротация – процесс перестройки молекулы из одной конфигурации в другую. Окончание «-аза» указывает на то, что речь идет о ферменте: согласно одной из шуток биохимиков, молоток правильнее было бы назвать «гвоздестенкозабиваза» (что, как и куда, – аза).
Превращение фукозы из одной формы в другую позволяет ей встраиваться в некоторые белки. А этот процесс, как было показано еще в конце 1990-х годов, играет важную роль в формировании целого ряда редких, но весьма серьезных наследственных заболеваний у людей. Нарушения зрения, координации движений, чувства насыщения – мыши, у которых не хватало гена FucM создавались вовсе не для того, чтобы изучить феномен женского гомосексуализма!
Однако, как показало последующее за поведенческими тестами анатомическое исследование, отсутствие этого гена повлияло на развитие нервных клеток в так называемой преоптической области передней доли гипоталамуса. Этот сравнительно небольшой участок отвечает как за терморегуляцию организма, так и влияет на производство женских половых гормонов – а отсюда уже и рукой подать до полового поведения.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
09.07.2010