«Гормон голодания» значительно увеличивает продолжительность жизни
Ученые Юго-западного медицинского центра университета Техаса, работающие под руководством профессора Стивена Кливера (Steven Kliewer), установили, что т.н. гормон голодания значительно увеличивает продолжительность жизни мышей без ограничения калорийности рациона.
Фактор роста фибробластов-21 (FGF21) – это гормон, секретируемый печенью в периоды голодания для того, чтобы помочь организму адаптироваться к недостатку питательных веществ. Он является одним из трех факторов роста, ведущих себя как гормоны, и поэтому считающихся атипичными.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что низкокалорийная диета увеличивает продолжительность жизни разных видов животных. В экспериментах на трансгенных мышах авторы продемонстрировали, что повышенная продукция гормона фактора роста фибробластов-21 оказывает аналогичный эффект без необходимости снижения количества употребляемых калорий. Гиперпродукция этого гормона увеличивала среднюю продолжительность жизни самцов мышей примерно на 30%, а самок – на 40%.
На рисунке из статьи Yuan Zhang et al. The starvation hormone, fibroblast growth factor-21, extends lifespan in mice, опубликованной в журнале eLife, показана динамика смертности трансгенных мышей дикого типа (синие кривые) и трансгенных, с повышенным уровнем FGF21 (красные). А – данные для обоих полов, В и С – для самцов и самок.
За среднюю продолжительность жизни принимался период, по истечении которого в живых оставалась половина животных рассматриваемой группы. Эксперимент по оценке влияния гормона на максимальную продолжительность жизни продолжается до сих пор. Согласно предварительным данным, ни одно из животных группы контроля не прожило более 3 лет, тогда как несколько самок из экспериментальной группы живы в возрасте почти 4 года.
Более ранние работы показали, что FGF21 способствует снижению массы тела у мышей с ожирением. Использованные в качестве модели при проведении последнего исследования мыши с гиперпродукцией этого гормона на протяжении всей жизни оставались худыми, несмотря на то, что употребляли немного больше пищи, чем мыши дикого типа.
Судя по всему, положительные эффекты этого гормона обусловлены повышением чувствительности клеток к инсулину и блокированием сигнального механизма, опосредуемого гормоном роста и инсулиноподобным фактором роста-1. По словам исследователей, избыток гормона роста может способствовать развитию устойчивости к инсулину, рака и других заболеваний.
Однако и у FGF21 есть свои отрицательные стороны. Его гиперпродукция приводит к уменьшению размеров тела животных и бесплодию у самок. Для трансгенных животных с гиперпродукцией этого гормона была также характерна сниженная плотность костной ткани, однако это не влияло на состояние их здоровья. Такие мыши сохраняли активность до преклонного возраста без случаев переломов костей.
По словам профессора Кливера, животные с повышенной продукцией FGF21 проживают полноценную и очень длинную жизнь, однако сниженная плотность костной ткани и бесплодность самок требуют проведения дополнительных исследований для определения возможности избирательного использования положительных эффектов гормона.
Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам UT Southwestern:
Starvation hormone markedly extends mouse life span, researchers report.
18.10.2012