Биомедицина: сколько шагов до клона?
На Земле живет более трех миллионов «людей из пробирок», появившихся на свет с помощью репродуктивных технологий биомедицины. Этот факт был озвучен с трибуны Международного Конгресса «Репродуктивное здоровье семьи», прошедшего в Москве в конце января и привлекшего внимание ученых из 18 стран.
Первой в череде «необычно рожденных» была англичанка Луиза Браун, которая в июле этого года отметит свое тридцатилетие. Ее появление на свет стало шокирующей новостью для мира. Но очень скоро подобный метод вспомогательной репродукции стали использовать во многих странах.
Церковь протестовала, предупреждая, что это «вмешательство в святая святых» может иметь серьезные последствия для человечества. Отторгало суррогатное материнство и большая часть общества. Но, несмотря ни на что, идеи биотехнологий зрели и развивались.
Энтузиастов развития этого направления науки и сегодня меньше, чем противников. Аргументы «против» носят, главным образом, этический характер. Биомедицину обвиняют в посягательстве на «божий промысел». Но Церковь, не оставлявшая места для компромисса 30 лет назад, когда родилась Луиза Браун, ныне все больше склоняется к толерантности: куда же девать рожденных не по «божьим» правилам детей, как не благословлять? Они ни в чем не виноваты и не должны чувствовать себя изгоями в обществе.
Комментируя тезис о «неэтичности» биотехнологий, директор Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии, академик Российской академии наук, профессор Геннадий Сухих подчеркнул, что «в самом неэтическом вопросе можно найти «этически оправданное» и «государственно-необходимое». «Рассуждая о проблеме клонирования, часто уповают на Бога. Думаю, что если существуют такая субстанция, как Всемирный разум, то на его фоне клонирование – или организация биологической материи – выглядит слишком маленькой страницей эволюции, чтобы вызвать эффект глобального, галактического масштаба, – полагает ученый. – А если только и думать о том, что можно создать «ужасного» клона, то тогда не надо бы использовать и эффект деления атомного ядра или теорию вакуума в физике, а лучше – оставаться бы в каменном веке».
Биомедицина побеждает общественное мнение молча, потому что ее успех определяют проблемы, нажитые цивилизацией. Не она ли создала и довела до абсурда культ чувственных удовольствий? Мужчин и женщин (особенно!) калечат «свобода нравов», ранняя и беспорядочная половая жизнь. Все это истощает естественную природу, и она дает сбои при исполнении функции продления рода.
Сегодня каждая шестая супружеская пара в мире имеет проблемы с деторождением. Не радует и российская статистика: в стране – более 8 млн. бесплодных супружеских пар, между тем, демографическая ситуация – не из лучших. Приняв сложившуюся реальность еще 15 лет назад, власти внесли новое положение в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона».
Злоязыкая пресса окрестила Луизу Браун и подобных ей «детьми из пробирки». Вглядываюсь в лицо Луизы, улыбающейся с экрана в конференц-зале Российской Академии наук, где проходил Конгресс: женщина как женщина. С материнской нежностью она прижимает к груди ребенка, рожденного, замечу, уже обычным способом, в законном браке.
«Изюминкой» программы научного форума стали сообщения о последних разработках в области клеточной инженерии. Ученые призывали соединить на этом направлении усилия разных стран. Однако даже самый впечатляющий научный результат в области биотехнологий имеет шанс завязнуть в клонофобии – массовом страхе перед перспективой клонирования человеческого существа.
Завтра, конечно, это не случится – повсюду в мире запрещено заниматься репродуктивным клонированием человека. Но клеточные технологии, способные сотворить чудеса, могут принести огромную пользу уже сегодня, на другом, очень востребованном направлении – в здравоохранении. На это указывает академик Геннадий Сухих: «Нельзя забывать, что стволовые клетки имеют ряд интересных особенностей и без позиции клонирования. Они могут помочь медицине найти путь к излечению фатальных заболеваний – инфаркта миокарда, инсульта, рассеянного склероза, онкологических заболеваний, старческой деменции и других».
Запрещать научные идеи и исследования нерационально – такова позиция ученого. Он видит в стремлении развивать биомедицину, репродуктивные технологии – попытку узнать больше о живых системах. Хотя бы потому, что не исчезают проблемы опухолевого роста, увлекает возможность продления жизни, а также излечения неизлечимых ныне заболеваний.
Ученые мечтают о создании «запасных частей» для человеческого организма, чтобы иметь возможность капитально «ремонтировать» его, подобно тому, как ремонтируются автомобили, самолеты и прочие технические системы. На этом пути уже есть серьезные результаты: с помощью стволовых клеток протезируются органы, уже создано (в США) человеческое сердце. О такой «запасной части» так мечтал недавно ушедший из жизни знаменитый кардиохирург Валерий Шумаков.
Творцам живого сердца остается решить вопрос иммунной совместимости: как наилучшим образом приживлять новую «деталь» организму? Рациональнее всего выглядит идея создания некого «генетического банка», куда бы человек мог, находясь в «цветущем» возрасте, заложить свой клеточный материал, для последующего использования при необходимости – в случае болезни, травмы, потери какого-либо органа. Возможно, в перспективе, так и будет.
Пока что самым известным результатом биомедицины остаются «дети из пробирки». Однако метод ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) нельзя назвать совершенным. Академик Сухих ратует за новое перспективное направление – клеточные технологии, позволяющие влиять на рождаемость, увеличить число здоровых детей. Именно эти технологии дают возможность осуществлять коррекцию генных нарушений плода. Такая работа уже ведется в России.
И все же главным предметом всеобщего интереса и волнения остается вопрос – возможно ли репродуктивное клонирование людей? На Конгрессе этот вопрос получил четкий ответ: «Да». Было подчеркнуто также, что «такой шаг должен осуществляться ответственными странами и ради благородных целей, только надо более глубоко проработать этическую сторону и создать правовую базу». А главное, считают ученые, необходимо разрушить гипноз догм. Они консервируют научные исследования на этом направлении, но не мысль ученых...
И на самом деле страшно подумать, что может появиться «новый сорт» людей, лишенных привычного набора ценностей, исторической памяти человеческого рода, непонятных и, может быть, даже враждебных нам, ныне живущим. Но оптимисты рассуждают по-другому: а вдруг гиганты мысли, создавшие такой феномен, как «дети из пробирок», смогут сотворить тип человека высшего порядка – идеального в физическом отношении, великого интеллектуала, безупречного гуманиста и нравственника?
Информационное агентство TREND
Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
04.02.2008