Игра на музыкальных инструментах улучшила когнитивные функции у пожилых
Ученые проанализировали результаты опроса более тысячи человек и выяснили, что игра на музыкальном инструменте связана со значительно лучшими показателями рабочей памяти и исполнительной функции. Кроме того, как сообщается в International Journal of Geriatric Psychiatry, значимые ассоциации также наблюдались между занятиями пением и исполнительной функцией, а также между общими музыкальными способностями и рабочей памятью.
Обычно деменции предшествует постепенное накопление когнитивного дефицита, приводящее к умеренным когнитивным нарушениям. Срок и степень развития такого дефицита напрямую зависит от когнитивного резерва — способности головного мозга сохранять свои функции при различных повреждениях и заболеваниях за счет использования незадействованных нейронных связей и создания новых.
Предыдущие исследования показывают, что некоторые факторы образа жизни увеличивают когнитивный резерв и связаны с более благоприятной когнитивной траекторией. К ним относятся рабочие когнитивные нагрузки, уровень образования и отдельные виды хобби. Одним из таких хобби выступают занятия музыкой, причем как в молодом, так и в пожилом возрасте, которые ранее связывали со здоровым нейрокогнитивным старением, сохранностью памяти и речи.
Энн Корбетт (Anne Corbett) с коллегами из Эксетерского университета провела исследование, в котором люди старше 40 лет из когорты исследовательского проекта PROTECT-UK заполнили опросник о музыкальном опыте на протяжении всей жизни. Всего данные 1107 человек включили в анализ, 83 процента составляли женщины, средний возраст — 67,82 года. Средний уровень образования варьировался от аспиранта до доктора наук.
Анализ показал, что 89 процентов участников имели опыт игры на музыкальном инструменте, при этом 44 процента продолжали заниматься музыкой в настоящее время. Большинство участников играли либо на клавишных, либо на деревянных духовых инструментах; большинство играло либо на одном (28 процентов), либо на двух (23 процента) инструментах, хотя четыре процента сообщили, что играли на пяти или более инструментах. 44 процента участников были членами различных музыкальных инструментальных групп. 78 процентов участников сообщили, что получали формальное музыкальное образование.
Анализ когнитивных показателей показал, что участники, положительно ответившие на вопросы про игру на музыкальных инструментах, значительно лучше справились с задачами рабочей памяти и исполнительных функций (p < 0,0001), самостоятельного поиска (p = 0,0004) и комбинированной рабочей памяти (p < 0,0001), а также в задачах с цифрами и речью (p < 0,011). Влияние на рабочую память было особенно заметно у людей, которые сообщили, что играют на клавишных инструментах. При этом не было выявлено существенной разницы при сравнении участников, игравших на одном инструменте, с теми, кто играл на нескольких инструментах.
Также ученые выявили значимую связь между пением и исполнительной функцией (р < 0,014) в общем тесте вербального рассуждения. Более высокие музыкальные способности также были связаны с лучшей успеваемостью в задаче рабочей памяти на количество цифр (p < 0,011). Статистически значимых ассоциаций между простым прослушиванием музыки и когнитивными показателями ученые не обнаружили. Сравнение участников, которые в настоящее время играют на музыкальном инструменте, с теми, кто играл ранее, показало значительно лучшие показатели по двум из трех показателей рабочей памяти и совокупной рабочей памяти (p = 0,0076).
Результаты этого исследования подтверждают, что игру на музыкальном инструменте можно рассматривать как эффективный метод увеличения когнитивного резерва и, следовательно, как меру профилактики развития деменции.