Белорусские нанотехнологии китайской сборки
Михаил Найдён, STRF.ru
В рамках двухдневного Национального конгресса бизнес-ангелов России, закончившего сегодня свою работу, СБАР (Содружество бизнес-ангелов России) представило инновационные проекты «из последних поступлений». С производством продукта, не имеющего аналогов на российском рынке, было связано всего одно бизнес-предложение.
Инновационный проект — понятие растяжимое. Если оценивать представленные СБАР проекты, четверть из них предполагали организацию новых способов продаж, ещё четверть — новых производств существующих продуктов, ещё четверть представляли собой научные идеи на нулевой стадии, и только оставшаяся часть была связана с выпуском и продвижением на рынок реальных продуктов и технологий.
Предприниматель из Москвы Юлия Руденко попросила инвестиции на установку автоматов по продаже женских колготок. В бизнес-центрах. По словам госпожи Руденко, у «офисных леди» колготки рвутся в самый неподходящий момент, прямо на рабочем месте, да ещё и в начале рабочего дня. Автоматы помогли бы решить насущную проблему дам.
Затем на презентации настало время нанотехнологий. Минский предприниматель Игорь Зыгмантович предложил бизнес-ангелам вложиться в организацию производства магнитопроводов на основе аморфных и нанокристаллических сплавов с добавками кобальта или железа. Эти провода, используемые, например, в трансформаторах тока, снижают потери электричества на четыре процента по сравнению с аналогами из электротехнической стали. По словам Зыгмантовича, объём производства магнитопроводов в России 350 тонн в год, а спрос уже сейчас составляет 600 тонн. К тому же в России наносплавы как материал для магнитопроводов потеснили электротехническую сталь только на один процент, а в развитых странах их доля уже сейчас доходит до 20 процентов.
Господин Зыгмантович предложил проинвестировать покупку установок по выпуску магнитопроводов… в Китае, а само производство открыть в Беларуси. Фирму-производителя из Поднебесной предприниматель назвать отказался, сославшись на то, что «найти его было очень сложно». На вопрос из зала «А не будут ли заводы по производству трансформаторов закупать эти установки у того же производителя и организовывать выпуск таких нанопроводов для себя сами?» бизнесмен ответил просто: «А зачем? Будут покупать готовую продукцию у нас». Идея организовать производство проводов для экспорта в Россию во владениях Бацьки вызвала у потенциальных инвесторов не меньшую настороженность. Игорю Зыгмантовичу припомнили пресловутый «фактор Беларуси».
Наибольший интерес присутствующих вызвал проект лёгкого гусеничного мотоцикла-вездехода, представленный Эдуардом Геращенко. Мини-вездеход может развивать скорость до 45 километров в час, возить 140 килограмм груза и ездить не застревая, хоть по хлябям и буеракам, хоть по завалам из веток, хоть по глубокому снегу. Что, по оценкам автора проекта, не могут ни квадроциклы, ни колёсные мотоциклы повышенной проходимости, ни тем более снегоходы. В перечисленных возможностях мотовездехода убедились все собравшиеся, посмотрев видеоролик: действующий опытный образец предприниматели-инженеры во главе с Эдуардом Геращенко уже собрали. Бизнесмен-инноватор попросил 800 тысяч долларов на организацию в течение восьми—десяти месяцев производства двухсот машин в год. Цену «игрушки для охотников» господин Геращенко примерно оценил в шесть-девять тысяч долларов, окупаемость инвестиций — в один год, а норму доходности — в огромные 70—90 процентов. Заявку на российский патент разработчики уже подали.
Последним «на смотрины» бизнес-ангелов вышел Руслан Илюк, руководитель отделения терапии больных с аддиктивной патологией Психологического института имени В.М. Бехтерева из Санкт-Петербурга. Учёный представил разработанный совместно с коллегами по институту проект принципиально нового лекарства от алкоголизма. По словам господина Илюка, все существующие клинические препараты либо имеют низкую эффективность, либо вызывают побочные эффекты вплоть до галлюцинаций. Правда, кроме научной идеи, исследователь не предъявил ничего. А на проведение всего комплекса доклинических и клинических испытаний попросил ни много ни мало… семь миллионов евро. Хотя оговорился, что после успеха в доклинических испытаниях и в первой фазе клинических, «проект могут подхватить крупные фармацевтические компании». Один из присутствующих решился на вопрос: «Вы говорите, что существующие препараты или низкоэффективны, или имеют серьёзные побочные эффекты. А где гарантия, что ваш будущий препарат их иметь не будет?». Учёный-медик ответил уверенно: «Формула активного вещества внушает нам как разработчикам оптимизм!». Презентационную сессию завершил дружный взрыв хохота.
Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
01.11.2008