04 Октября 2016

Что нужно знать об иммунотерапии рака

Эффективность, риски и цена

Likar.Info

Многие перспективные методы лечения рака сошли с дистанции на этапе клинических испытаний. Но иммунотерапия имеет все шансы избежать такой судьбы: ее значимость для медицины уже сравнивают с открытием антибиотиков и химиотерапии. Рассказываем, что нужно знать о самом многообещающем направлении в онкологии.

Что такое иммунотерапия рака

Большинство раковых клеток имеют на поверхности опухолевые антигены – белки или углеводы, которые могут быть обнаружены и уничтожены бдительной иммунной системой. Иммунотерапия активирует иммунитет, превращая его в грозное оружие против многих видов рака.

Наибольший интерес ученых, врачей и инвесторов привлекают два типа иммунотерапии:

  • ингибиторы контрольных точек иммунного ответа, которые снимают иммунитет с тормозов, позволяя ему увидеть и уничтожить рак;
  • CAR Т-клеточная терапия, которая совершает более целенаправленную атаку на раковые клетки.

Ингибиторы контрольных точек иммунного ответа блокируют способность некоторых белков притуплять или ослаблять ответную реакцию иммунной системы на опухолевые антигены. В обычное время такие белки сдерживают иммунную систему от слишком агрессивного поведения, не давая ей повредить организм. Но рак может перехватить их, используя для подавления иммунных реакций (опухоль становится «невидимой» для иммунитета).

Для лечения злокачественных опухолей (включая меланому, лимфому Ходжкина, рак легких, рак почек и рак мочевого пузыря) уже одобрено 4 препарата, активизирующих иммунную систему: ипилимумаб (Ipilimumab, MDX-010, MDX-101), пембролизумаб (Кейтруда), ниволумаб (Опдиво) и атезолизумаб (Тецентрик).

Джимми Картер – бывший президент США – в прошлом году вылечил неоперабельную меланому с помощью пембролизумаба. В декабре 2015 политик объявил, что все признаки рака у него исчезли.

CAR Т-клеточная терапия использует для лечения рака Т-клетки – ключевую часть иммунной системы организма. Их извлекают из крови пациента, генетически модифицируют в лаборатории, «нацеливая» на конкретный вид рака, и вводят обратно в организм. Эта процедура, доступная только в клинических испытаниях, в настоящее время используется для лечения лейкемии и лимфомы. Администрация пищевых продуктов и медикаментов США, вероятно, одобрит Т-клеточную терапию в 2017 или 2018 году. Когда эта технология дойдет до украинских клиник – вопрос риторический.

Актуальные проблемы иммунотерапии

Ингибиторы контрольных точек иммунного ответа вызывают сокращение опухоли и стабилизацию опухолевого процесса в среднем у 20% пациентов. Исследователи пока не понимают, почему некоторые виды рака на лечение не реагируют. Например, иммунотерапия эффективна для пациентов с меланомой, но бесполезна для лечения рака поджелудочной железы.

Считается, что ключом к повышению эффективности иммунотерапии будет ее комбинация с другими методами лечения. Ученые хотят объединить ингибиторы контрольных точек с Т-клеточной терапией, лучевой и химиотерапией. Но такое сочетание может увеличить риск побочных эффектов, нанося сокрушительный удар по здоровым клеткам организма.

Главные недостатки иммунотерапии рака

«Раскачивая» иммунную систему, иммунотерапия может вызвать серьезные повреждения здоровых тканей и органов. Исследователи работают над способами уменьшить ее потенциальную токсичность, но впереди еще очень много работы.

Сегодня известно два типа рисков, связанных с иммунотерапией:

  • Почти у всех пациентов после лечения наблюдаются гриппоподобные симптомы, включая высокую температуру, головную и мышечную боль; некоторые в конечном итоге попадают в отделение интенсивной терапии.
  • Лечение может вызвать отек мозга и летальный исход.

Стандартные методы лечения рака тоже имеют опасные побочные эффекты. Например, химиотерапия и лучевая терапия для лечения лейкоза у детей может вызывать вторичные виды рака, бесплодие и повреждения сердца, но для спасения жизней врачам часто приходится идти на риск.

Еще один существенный недостаток иммунотерапии – ее высокая стоимость:

  • годовой запас Кейтруды обойдется пациенту в 150 тысяч долларов в год;
  • стоимость 40 мл ипилирумаба превышает 29 тысяч долларов;
  • более 2500 долларов придется потратить на 100 мг ниволумаба.

Пока такие заоблачные цифры не внушают пациентам оптимизма, но иммунотерапия – молодое направление в онкологии, и чем больше новых препаратов появится на мировом фармацевтическом рынке, тем ниже упадут цены.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru 04.10.2016


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме